Мои дела?.. Я жил
страной.
Мне подарила Русь святая
Простой девиз: «Будь сам собой.
Свети другим, себя сжигая».
И.М. Ильинский
5 ноября 2008
года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в послании к Федеральному
собранию сформулировал требования к современной школе в национальной
образовательной инициативе «Наша новая школа». А какая она эта «Новая школа», и
какую роль в ней играет педагог?
Слово
«учитель» и «педагог» дошло до нас со времен Древней Греции. Первоначально,«педагог» - это тот, кто ведет ребенка в
школу, а «учитель» – тот, кто учит. Сегодня эти два изначально разных понятия
слились в одно. Учитель вместе с родителями учит детей и направляет их в жизнь,
и ведь неоспорим тот факт, что рамки и принципы развития современного общества
постоянно ставят ребенка перед выбором и одновременно проблемой решения. Педагог
должен так построить свою работу, чтобы «… научить детей учиться».
На
мой взгляд, учитель наряду с профессиональными качествами, той совокупностью знаний,
умений, способов деятельности, непосредственно характеризующими его как
специалиста, должен обладать и
личностными характеристиками: деловыми, умением владеть аудиторией, культурой
межличностного общения, готовностью принимать управленческие решения,
артистичностью, инициативностью, грамотностью, самостоятельностью, творчеством.
Необходимо показать своим примером – как нужно, «зажечь» детей своим желанием.
В
каждом ученике, ребенке нужно видеть, прежде всего, человека, успешную личность
с ее индивидуальными особенностями, в учебной работе - развивать умение решать
ситуативные задачи, анализировать, сравнивать, выделять причинно-следственые
связи.
Мир
не стоит на месте, и сегодня ведущую роль играют информационные технологии.
Нужно идти в ногу со временем, и, в соответствии с этим неотъемлемой частью
учебной работы считаю использование видеофильмов, слайд - презентаций,
акцентирую внимание на самостоятельный опыт учащихся и проблемный подход в
преподавании материала.
Учитель
является своеобразным посредником между предыдущим и будущим поколениями. Пусть
дети видят искренность, доброту и честность наших действий, не надо ставить их
в рамки, нужно просто дать их развитию нужное направление. Именно отношение
учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской
деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Такого
результата можно добиться путем общения, разговаривать с детьми, искать
компромиссы, одним словом, развивать коммуникативные навыки и умения.
Формы
общения могут быть разными, живое общение, безусловно, необходимо. Но не будем
забывать, что сегодня для школьников и молодежи ведущим направлением
взаимодействия является информационное. И я в свою очередь также активно использую
в общении с детьми различные ресурсы Интернет (сообщества в Контакте,
Одноклассниках). Об учащихся можно узнать много нового и интересного, атакже показать и себя, раскрыть свои возможности,
научить своим примером, а иногда дать совет.
В
заключение хотелось бы привести слова русского философа Николая Рериха: «Ни
один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный
деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения
взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель, я употребляю это слово в
широком смысле, может совершить больше, нежели завоеватель и государственные
главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые
силы человечества».